Пояснительная записка 5 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе модифицированной программы «Технология для учащихся 5-7 классов» (девочки) разработчики Кравченко Н.Г., Иванова Е.А., Овчинникова В.Н., « утверждена приказом от Областного
Комитета по образованию № 27 от 16.05.05; рекомендована ВГИПК РО» . Рабочая программа ориентирована на использование учебников Технология: Учебник для учащихся 5 класса 2-е изд.,В.Д.Симоненко. М.Вентана-Граф 2005. Технология:Учебник для учащихся 6 класса 2 изд.,В.Д. Симоненко.-М.Вентана –Граф 2005. Технология: Учебник для учащихся 7 класса,2-е изд., В.Д. Симоненко.-М.Вентана Граф,2005. а также дополнительных пособий: для учителя
Программы. Трудовое обучение. Технология. М.,Просвещение,1995г. Занятия по трудовому обучению,Л.В. Левицкая и др. М, Просвещение, 1992 г. Как шить, София Ханус, М., Легпромбытиздат,1988г. Десять творческих проектов для учащихся vi-ix классов, В.М. Журавская и В.Д. Симоненко, Брянск,НИЦ «Октид»,1977 г.Книга юного натуралиста,И. Шабаршов и др., М., Молодая гвардия,1982г. Размножение растений,Ф. Мак-Миллан Броуз .,Мир,1992г. Плодовые культуры,X.Бейкер М.,Мир,1992г. Как вырастить цветы. Д. Б. Кудрявец иН. А Петренко. М., Просвещение 1987г. Все о розах. Д-р.Д.Г. Хессайон М.,»Кладезь-Букс» 2002г. Розы .Выращевание.Дизайн.Продажа. А. А. Карпов.Р.н-д»Феникс Хлеб на вашем столе ,Р. А.Гаевая и М.А.Ященко,Киев,Урожай,1993г для учащихся Рабочая тетрадь по трудовому обучению и домоводству, А.П.Тарасова, ,С-П,ИД,»МиМ»,1998г. Швейное дело 5-6 кл.Г.Н.Мерсиянова и др.,М., Просвещение,19889г. Швейное дело 7-8, Г.Г.Мозговая и Г.Б. Картушина,М.,Просвещение,1990г. Как шить, София Ханус, М., Легпромбытиздат, 1988г Школа белошвейки Е. Н. Гузаирова и Р. Г. Гузаиров, М.,Педагогика –Пресс, 1994г Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: · приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов ,художественной обработке материалов, информационным технологиям; · воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; · Овладение способами деятельностей умение действовать автономно: защищать свои права, интересы , проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; умение работать в группе : устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д. · Освоение компетенций коммуникативных, ценностно-смысловых, культурно-эстетических, социально-трудовых, личностно-саморазвивающих . Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде 11-ти тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся. Во втором - интерьер жилого дома представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся. В третьем и четвертом блоке дидактические единицы содержат сведения об ассортименте и свойствах тканей, обезопасных приемах работы на швейной машине.Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. В 5-6-м блоке сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. В 7-м блоке представлены дидактические единицы, отражающие технологические сведения о кулинарии и обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстетических, развитие культурно-эстетической, личностно-развивающей компетенции. социально-трудовых компетенций. В 9-м блоке» Гигиена девушки. Косметика.»В 10-11-м блоке «Знакомство с профессиями» -становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся .Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В соответствии с этим реализуется: · модифицированная программа,разработанная на основе федеральной типовой программы по «Технологии» 5-7кл.,Министерства образования РФ(под редакцией Ю.Л.Хотунцева,В.Д. Симоненко,2000г.) согласно действующему в лицее плану рабочая программа предполагает обучение в объеме 204 часа в 5-7классах;) На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии реализуется программа базисного уровня в 5-7 классах С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учащихся в системе технологического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса технологии учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений отехнологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, игры при проверке знаний, слайд-лекции,Уроков- праздников(Масленница, Новый год и т.д.) Для_технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в программе это является основой для целеполагания. На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме —планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными (знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии , резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям, чувство национальной гордостии на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: • 5-6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает тематические плакаты по всем разделам, тематические карты, инструкционно-технологические карты, лекала, карточки заданий- в количестве 15-ти. экземпляров. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд- лекции ,учебные программы, игровые программы. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень) Учащиеся должны знать: 1. Негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека; 2. Способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации; 3. Общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ; 4. Общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей; 5. Правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями; 6. Технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей; 7. Способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц; 8. Виды бутербродов и горячих напитков, технология приготовления, правила сервировки стола к завтраку; 9. Общие сведения из истории интерьера, требования предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, способы отделки интерьера; 10. Культуру поведения в семье, основы семейного уюта; 11. Правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; 12. Виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; 13. Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления применяемые в традиционных художественных ремёслах; 14. Возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике; 15. Правила заправки изделия в пальцы, виды простейших ручных швов; 16. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий; 17. Правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; 18. Понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделий, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою; 19. Технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расточного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелек; 20. Гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей; Учащиеся должны уметь: o Осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей; o Работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку; o Разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой; o Определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону; o Включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка; o Переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы; o Подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы; o Читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою; o Выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расточной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, обработки накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами. Владеть компетенциями: § ценностно-смысловой § коммуникативной § культурно-эстетической § личностно-саморазвивающей § рефлексивной. способны решать следующие жизненно-практические задачи: вести экологически здоровый образ жизни; использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации; планировать и оформлять интерьер комнаты, участка; проводить уборку квартиры; ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу к членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов. Условные обозначения: Р- репродуктивный, П- продуктивный, ТВ- творческий.
Над предметные компетенции: *- коммуникативная, - -рефлексивная, ^ -личностное саморазвитие, #- профессионально-трудовой выбор. Инф.- информационная.
|